В последнем месяце лета

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Я встретил тебя,

В последнем месяце лета

Ты стала моей…

Конкретный характер носят сравнения и другие художественно-выразительные средства.

Итак, любовь понимается как жажда, как страсть. Но это еще не полное объяснение смыслов образа любви. В стихотворении содержится философская подоплека. Вспомним мысль древнегреческого философа Гераклита о том, что все изменяется, и нельзя войти в одну реку дважды. Мысль Гераклита оказалась верна и относительно любви, считают авторы песни. Видимо, речь идет о свежести первого чувства, неповторимости первой любви. Философский подтекст придает значимость такому выводу.

В песне «Дыхание» любовь понимается как дыхание в унисон, совместимость на биохимическом уровне. К такому пониманию добавляется самопожертвование ради любимого человека, бескорыстие.

Я пытаюсь разучиться дышать,

Чтоб тебе хоть на минуту отдать

Того газа, что не умели ценить…

А чувство самопожертвования указывает на духовную сферу проявления любви. И в стихотворении «Дыхание», и в стихотворении «Я хочу быть с тобой» прослеживается общая мысль об органичности любви в человеке, когда она становится частью, порой важнейшей частью души человека, без которой он уже не мыслит жизни:

Я пытался уйти от любви,

Я брал острую бритву и правил себя.

Я укрылся в подвале, я резал

Кожаные ремни, стянувшие слабую грудь.

В этой песне показаны сопутствующие любви чувства: «право на надежду», «вера в любовь» и боль. Надежда на чудо. Вера в бесконечность любви и вечность возлюбленного. Боль от несовпадения надежд с реальностью. Лирический герой песни умышленно стремится к боли физической, чтобы заглушить душевную. И любая физическая боль кажется ему мала в сравнении с душевной раной.

Итак, любовь, провозглашаемая группой «Наутилус Помпилиус», - это органичное чувство, необходимое человеку, но способное принести как удовольствие, успокоение от близости, так и боль. По одной из версий (в песне «Небо и трава») вообще не может быть равноправия в любви. В песенном творчестве «Наутилус Помпилиуса» преобладает создание образов с помощью конкретных сравнений, метафор («колеса любви»), символов (крылья, одинокая птица).

Гораздо больше конкретики привносит в понимание любви группа «Чиж». Это касается отображения современного уклада жизни, современных нравов, интересов молодежи.

Например:

Она не вышла замуж за хромого еврея,

Она не вышла замуж за седого араба.

Ее не прельщали ни Чикаго, ни Бейрут, ни Ханой.

Она хотела каждый вечер возвращаться домой

Она жила на Сумской .

Ее подруга говорила: «Ну какая ты дура!



Ведь там такая жизнь, там такая культура.

Там выступает Майкл Джексон, там Мадонна, там играет Ван Дамм.

Мне бы твое, давно была бы там».

(«Она не вышла замуж»)

Есть в творчестве Чигракова и высокие ориентиры любви, и замечательные по проникновенности строки об этом чувстве. Используется образ Ассоли, пробуждая воспоминания о высокой романтике А.Грина («Глупенькая песня»).

Наполнены лиризмом, дышат любовью строки песен «Перекресток», «Попутная песня», «Полонез», «Глазами и душой» и другие. Песня «Глазами и душой», на наш взгляд, передает концепцию любви, характерную для всего творчества Чигракова.

Любовь мыслится как сочетание физического наслаждения:

Боль доставь мне наслажденья,

Исцарапай спину мне

И духовного:

Мне явись как исцеленье,

Светом будь в моем окне.

Сочетание физического и духовного уровня описания любви прослеживается в этой песне в пределах одной фразы:

Поцелуй меня глазами,

Поцелуй меня душой.

Если глагол предполагает конкретные действия по выражению физического влечения, то существительное переводит его в разряд духовного акта.

Конкретика в творчестве Чигракова проявляется и в изображении эротического момента. В зависимости от степени чувства для обозначения физических отношений используется грубая разговорная лексика, художественная деталь (например, «на подушке осталась пара длинных волос»), фигура умолчания:

Хочешь я буду ласковой кошкой

Сидеть у твоих обнаженных ног?

Нет, пожалуй, я вру немножко –

Просто сидеть я бы вряд ли мог.

(«Я не такой»)

Таким образом, в творчестве устанавливается понимание любви как накала страстей (физический уровень) и как успокоения, исцеления, тихого пристанища (духовный уровень). Для создания образности активно используются не только тропы (лексические средства), но и фигуры (синтаксические возможности языка).

Итак, приведенные примеры свидетельствуют о том, что каждый из рок-музыкантов по-своему рассматривает тему любви. Разница в понимании любви обусловливает неодинаковый выбор поэтами художественно-выразительных средств для ее описания.

Гребенщиков понимает любовь как духовную сущность, светлое начало, организующее мир. Он оперирует абстрактными словами, метафорами, создавая многослойную, многоассоциативную образность, которая никогда, наверное, не будет иметь однозначных, конечных интерпретаций.

В творчестве В.Бутусова, И.Кормильцева сильно представление о любви как о страсти, органичном единении, дыхании на двоих. Любовь выписана не только светлыми красками. Ей могут сопутствовать боль, печаль. В поэзии группы «Наутилус Помпилиус» используются яркие, красочные образы, метафоры, в основном, конкретного характера, мысли, как правило, сюжетно разворачиваются.

В песенном творчестве С.Чигракова любовь – это и «накал в две тысячи ламп», и утешение, успокоение, исцеление. Изображение любви носит реалистический характер за счет конкретной семантики слов, конкретного характера сравнений, достаточно частотных относительно других художественно-выразительных средств, метафор, внимания к художественной детали.

Объединяет рок-музыкантов высокий ориентир любви, наследуемый из русской классической литературы, мастерское владение словом, которое подразумевает как традиционное использование слов, так и создание новых смыслов. Поэт всегда острее остальных воспринимает несовершенство общества. Бунт, несогласие, критика современного уклада и общества проявляются у рок-музыкантов в разрушении канонов употребления слов (устойчивых сочетаний, фразеологизмов).

Творчество рок-музыкантов отражает миропонимание современного человека и новации в области использования слов в художественном тексте, показывая пример тонкого языкового чутья и виртуозного владения словом.

[ГАсГ1] [ГАсГ1]


6633773438468487.html
6633795769070388.html
    PR.RU™