Семинар 2. Социализация

Предыдущая1234567891011Следующая

Цель занятия: Сформировать у студентов представление о механизмах социализации, социальных институтах, культурных феноменах социализации личности.

Вопросы, предлагаемые для обсуждения:

1. Понятие социализации личности.

2. Факторы социализации.

3. Стадии процесса социализации.

4. Институты социализации.

5. Механизмы социализации.

Литература

1, 2, 5, 6, 7, 8, 9.

Ключевые понятия: теории личности, социализация личности, социализация личности, стадии и институты социализации, механизмы социализации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение процесса социализации. Приведите примеры, показывающие, что социализация – это двусторонний процесс.

2. Охарактеризуйте основные направления анализа процесса социализации. Как они соотносятся с двумя сторонами процесса социализации?

3. Назовите основные сферы социализации личности и укажите их специфику.

4. Опишите основные стадии процесса социализации.

5. Перечислите основные институты социализации.

6. Каковы критерии социализированности личности?

7. Какие факторы социализации принято выделять в отечественной социальной психологии?

8. В чем заключаются особенности социализации в нестабильном обществе?

Задание 1. Проблема личности изучается в социологии, общей психологии, социальной психологии. По нижеприведённым положениям установите подходы, характерные для каждой научной дисциплины.

1. Исследуется личность со стороны её деиндивидуализированных свойств в качестве определённого типа. Личное есть интеграция социально заданных функций, ролей.

2. Исследуется человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения.

3. Исследуются особенности психических свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определённых социально-конкретных обстоятельствах.

Задание 2. Выберите наиболее полное определение понятия «социализация» из предложенных. Ответ аргументируйте.

1. Социализация представляет собой следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

2. Под социализацией понимается вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптацию к ее условиям.

3. Исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Задание 3. Подготовьте письменную работу по теме «Теории социализации».

Задание 4. Написание эссе по спектаклю Евгения Гришковца “Как я съел собаку”.

Студенты смотрят спектакль и по ходу спектакля отвечают на вопросы, делая пометки и записывая цитаты.



- Социализация героя.

ü Какие институты социализации демонстрируются в пьесе?

ü Опишите механизмы социализации.

ü Назовите основных агентов социализации рассказчика.

ü Как вы считаете, когда произошла вторичная социализация героя (если она была)?

ü Представлено ли в пьесе подтверждение того, что имела место ресоциализация главного героя. Приведите примеры.

ü Педагог А.В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации.

- Я-концепция героя.

ü Опишите Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное героя.

ü Опишите личностную и социальную идентичность героя.

ü Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает? Приведите примеры.

- Социальные установки героя.

ü Опишите социальные (центральные и периферические) установки героя.

ü Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных, социальных установок (приведите пример одной-двух причин)?

- Социальные стереотипы героя.

ü Какие социальные стереотипы демонстрирует герой?

- Общение.

ü Какие виды общения присутствуют в тексте?

ü Возникают ли какие-нибудь барьеры в коммуникации героя?

- Малые и большие группы.

ü В какие малые группы включен герой?

ü В какие большие группы включен герой? Как связано включение в различные группы с формированием личностной и социальной идентичности?


6630632811009667.html
6630705560767972.html
    PR.RU™