И ПОЛУЧЕНИЯ ИНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРИВИЛЕГИЙ

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы следующие документы (п. 2 ст. 232 НК РФ):

1) официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения;

2) документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Причем подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты налога, проведение зачета, получение налоговых вычетов или привилегий. Об этом сказано в п. 2 ст. 232 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 31.08.2010 N 03-04-08/4-189, от 09.07.2010 N 03-08-05, от 13.10.2009 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@).

Действие указанного подтверждения распространяется на доходы физического лица, полученные в том году, в котором выдано подтверждение. Это не зависит от количества, вида или регулярности выплат (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-04-06/2-275).

Заметим, что, по мнению Минфина России, если подтверждение будет представлено по истечении одного года, налоговые привилегии не предоставляются. Причем в данном случае не применяются общие положения ст. 78 НК РФ о праве налогоплательщика подать заявление на возврат (зачет) сумм излишне уплаченного налога в течение трех лет с момента возникновения переплаты (Письмо Минфина России от 31.08.2010 N 03-04-08/4-189).

Представить можно сам оригинал подтверждения либо нотариально заверенную копию с проставлением на таком подтверждении апостиля (Письмо ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497).

Примечание

Апостиль - формальная процедура удостоверения подлинности подписи и качества лица, подписавшего документ, а также печати и штампа документа.

А вот в УФНС России по г. Москве считают, что подтверждение может быть представлено и без проставления на нем апостиля (Письма от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 04.08.2008 N 28-10/074067@). Причем основанием для этого, по мнению чиновников, является Письмо ФНС России от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@.

В данном Письме ФНС России привела Письмо Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, где разъяснено, что официальные подтверждения могут приниматься неапостилированными в тех случаях, когда иностранные государства, которыми выдано подтверждение, в отношении российских налогоплательщиков принимают неапостилированные документы.



В Письме ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 приводится список иностранных государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии без апостиля или консульской легализации документов, подтверждающих резидентство.

Также не требуют проставления апостиля документы, подтверждающие постоянное местонахождение организаций и физических лиц на территории Германии (Письмо Минфина России от 09.10.2008 N 03-08-05/2).

В подтверждении должно быть указано, что налогоплательщик является налоговым резидентом иностранного государства. Например, нотариально удостоверенная карточка с идентификационным номером налогоплательщика, выданная налоговым органом иностранного государства, таким документом не признается. Об этом говорится в Письме Минфина России от 28.01.2008 N 03-04-06-01/23.

Зачастую такие подтверждения составлены на иностранном языке. Поэтому наряду с самим подтверждением необходимо представить его нотариально заверенный перевод (Письмо Минфина России от 13.10.2009 N 03-08-05).

Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом РФ, должен представить подтверждение в налоговый орган, а также налоговому агенту. Для последнего оно будет служить основанием для неудержания НДФЛ при выплате доходов или их налогообложении по ставкам, которые предусмотрены в соответствующем соглашении (Письмо Минфина России от 03.07.2007 N 03-04-06-01/208).

Однако в Письме Минфина России от 29.10.2007 N 03-08-05 изложен несколько иной подход.

Так, по мнению финансового ведомства, пакет документов, указанных в п. 2 ст. 232 НК РФ, можно представить непосредственно налоговому агенту (см. также Письма Минфина России от 21.08.2008 N 03-08-05, от 12.08.2008 N 03-08-05). А уже налоговый агент при подаче налоговикам сведений о доходах физических лиц и суммах удержанных налогов представит его в налоговый орган.

Московские налоговики также считают возможным представить подтверждение налоговому агенту.



Вместе с тем, по их мнению, налоговый агент направляет данный документ в налоговый орган по месту своей постановки на налоговый учет. При этом право налогоплательщика на получение налоговых привилегий, предусмотренных международным договором (соглашением), подтверждается налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента. До получения такого подтверждения налогового органа налогообложение доходов производится в соответствии с законодательством РФ (Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 25.08.2008 N 28-11/080471, от 04.08.2008 N 28-10/074067@, от 16.07.2008 N 28-11/067406, от 10.06.2008 N 28-11/056333, от 31.08.2006 N 28-11/76643@, от 15.05.2008 N 28-11/046602).

При этом отметим, что ФНС России придерживается иного мнения: основанием для получения налоговых привилегий является наличие у налогового агента подтверждения (Письмо ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497).

А как быть в ситуации, когда источник выплаты налогооблагаемого дохода находится за пределами РФ и, соответственно, налогового агента нет? Такое, в частности, бывает, когда иностранцы работают в России на основании договора о предоставлении персонала. В данном случае подтверждающие документы вместе с налоговой декларацией по НДФЛ нужно представить в налоговый орган по месту учета иностранца либо по месту его жительства (пребывания) в РФ (Письмо Минфина России от 24.10.2007 N 03-04-05-01/341).

Если иностранец более не проживает в РФ, то указанные документы могут быть представлены в налоговый орган по месту учета российской организации, по договору о предоставлении персонала с которой он работал. Такие разъяснения дал Минфин России в Письме от 16.10.2007 N 03-08-05).

Если привилегией пользуется налоговый резидент РФ, то представлять подтверждение резидентства не нужно. Достаточно к декларации приложить документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный налоговым (финансовым) органом соответствующего иностранного государства (Письма Минфина России от 27.01.2009 N 03-04-06-01/7, ФНС России от 30.03.2006 N 04-2-03/62).

Например, В.А. Смирнов представляет в 2012 г. в налоговые органы декларацию по доходам, полученным им в 2011 г., где указывает доход от работы по найму от источника в Республике Беларусь, а также сумму налога, уплаченного им с такого дохода. К декларации В.А. Смирнов приложит документ о полученном доходе и уплаченном налоге, подтвержденный налоговым (финансовым) органом Республики Беларусь.

Важно иметь в виду, что, по мнению московских налоговиков, налогоплательщик помимо подтверждения также представляет заявление о получении налоговых привилегий (Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 25.08.2008 N 28-11/080471, от 04.08.2008 N 28-10/074067@, от 16.07.2008 N 28-11/067406).

Вместе с тем отметим, что Налоговым кодексом РФ такого требования не предусмотрено.


6630303573148352.html
6630329241705280.html
    PR.RU™